Календарно тематическое планирование воздух средняя группа. Тематическая неделя «Волшебница вода»

Светлана Егорова
Тематический план работы на неделю по теме «Воздух - невидимка» для подготовительной группы

Понедельник :

Круг общения : «Что мы знаем о воздухе ; понятие «воздух » , его свойства и роль в жизни человека, животных, растений.

Игра – инсценировка «Мы – ветры» ; закрепление понятий «ветер – потоки воздуха » , «ураган» , «смерч» , «вихрь» , «метель» .

Прогулка : Наблюдение за ветром (использовать вертушку) .

Исследовательская деятельность : Опыт «Пузырьки в стакане» (чем дышит человек : вдох-выдох) .

Вторник :

Круг общения : Взаимосвязь человека и природы (человек-воздух ) ; беседа об условиях выживания человека.

Опыт : «Ветряной перезвон» ; определить действие ветра на предметы из бумаги, ткани, металла, пластмассы, дерева.

Прогулка : Наблюдение за ветром (кольцо с ленточкой)

П/игра «Ветряная мельница»

Рисование экологических плакатов на тему «Защита воздуха » .

Среда :

Круг общения : «Воздух в жизни растений » ; закрепить знания детей о том, что воздух необходим растениям для жизни, роста, дыхания, размножения, выживания.

Чтение «Путешествие семечки» А. Дитрих.

Прогулка : Наблюдение за ветром : сила, направление, как ведут себя люди, деревья, облака на небе, проволока на столбах.

Опыт : «Необычные корни» (выявление взаимосвязи повышенной влажности воздуха с появлением воздушных корней у растений – сциндапсус).

Задание родителям : Приготовить стихи, загадки на тему «Воздух » .

Четверг :

Круг общения : «Воздух и вода – наши лучшие друзья» ; значение водных и воздушных процедур для закаливания организма.

Составление кроссворда : «Воздух и вода »

Чтение А. С. Пушкин «Ветер, ветер, ты могуч» .

Прогулка : наблюдение за порывами ветра.

П/игра «Льдинки» (воздух – предмет ) .

Творческая мастерская : Оформление значка «Юный эколог» ; закрепить знания об экосистеме и охране окружающего мира.

Задание родителям : «Флюгер» (поделки из бросового материала) .

Пятница :

Круг общения : «Вот труба – над нею дым» ; источники загрязнения воздуха , назначение противогаза, правила экологической безопасности.

Экологический практикум «Воздух и аромат »

(свежий воздух , едкий дым от костра, выхлопные газы машин, ароматы парфюма, свежих фруктов и т. д.).

Прогулка : Наблюдение за небом в разное время суток. Запуск самодельных летательных аппаратов из бумаги.

Игра – викторина «Воздухоплаватели » ; самые красивые места на нашей планете и рукотворный мир человека.

Публикации по теме:

Конспект совместной исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы «Воздух-невидимка» Конспект совместной исследовательской деятельности с детьми подготовительной к школе группы. Тема: «Воздух – невидимка» Цель: показать,.

Конспект занятия по ФЦКМ для подготовительной группы «Воздух-невидимка и волшебница вода» Цель:закрепить знания о свойствах воздуха и воды и их роли в жизни живых организмов,дать представление о функции дыхания,значения прогулок.

Интеграция образовательной области «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Занятие в средней группе по познавательному развитию на тему: «Воздух-невидимка»

Цель занятия: формировать представление о свойствах воздуха и его значении для человека.

Образовательные задачи:

Подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;

Дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер - это движение воздуха;

Способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;

Способствовать формированию у детей познавательного интереса;

Обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха.

Развивающие задачи:

Развивать мышление, внимание, память, речь, интерес к познавательной деятельности;

Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать и сопоставлять, делать выводы;

Развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность.

Воспитательные задачи:

Воспитывать у детей бережное отношение к окружающему миру;

Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;

Учить детей слушать, отвечать на вопросы, формировать дружеские взаимоотношения, умение взаимодействовать.

Методы и приёмы

На занятие используются следующие методы и приемы:

Практические: опыты с воздушными шаром, трубочками, мыльными пузырями; физкультминутка, дыхательная гимнастика;

Наглядные: презентация, для иллюстрированного сопровождения занятия; наблюдение.

Словесные: художественное слово, беседа, вопросы к детям.

Индивидуальная работа: оказание помощи детям, испытывающим затруднения.

Оборудование

К занятию потребуется следующее оборудование:

Телевизор;

Ноутбук;

Песочные часы;

Стаканы, чашки с водой;

Воздушные шарики;

Соломки для коктейля;

Мыльные пузыри, поднос;

Веер,

- ёмкости для воды,

Одежда исследователей;

Полиэтиленовые мешки;

Медальки;

Салфетки бумажные;

Камень, деревянный кубик, губка.

Предварительная работа

Предварительная работа включает в себя:

Наблюдения на прогулках, за погодой за ветром;

Беседа на тему «Как человек использует воздух»;

Рассматривание иллюстраций;

Заучивание стихов, песен, загадывание загадок о воздухе и природных явлениях;

Рассматривание тематического альбома, картотеки «Природные и погодные явления»;

Вееров;

Игры с мыльными пузырями, воздушным шариком.

Словарная работа

Обогатить словарь детей словами:

Лаборатория;

Прозрачный;

Невидимый;

Упругий;

Опыты;

Экологи.

Ход занятия

. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роле ученых и заняться исследованиями. (Слайд 1) А какие 5 помощников будут нам помогать?

Дети: глаза, уши, нос, рот и руки.

Психогимнастика

Воспитатель: Давайте встанем с вами в круг, закроем глаза (Слайд 2)

Руки к солнцу поднимаем

И вдыхаем, и вдыхаем.

Ну, и руки опускаем,

Воздух тихо выдыхаем «ф-ф-ф»

Открываем глазки, улыбнулись.

Создание проблемной ситуации

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я принесла? Правильно,- это шарик. А что у него в нутрии, мы узнаем отгадав загадку. (Слайд 3)

Воспитатель:

Через нос проходит в грудь,

А потом в обратный путь.

Он невидимый, но всё же

Без него мы жить не можем.

Дети: воздух

Воспитатель: Правильно, это воздух! Посмотрите, как мой шар умеет летать. Я толкаю его слегка, и он летает под потолком. Как вы думаете, почему?

Дети: он легкий.

Воспитатель: Так значит, получается, что воздух легкий. А сейчас, я развяжу шар и выпущу воздух. Что вы почувствовали?

Дети: ветерок.

Воспитатель: А вы его увидели?

Дети: нет.

Воспитатель: А почему? Значит, получается воздух, какой? Какими словами можно его назвать?

Воспитатель: невидимый, прозрачный. Значит, воздух еще и прозрачный?

А вы хотите воздух увидеть? Ну, тогда я вас приглашаю в научную лабораторию, для исследования воздуха. Вы готовы? Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Мы воздух не видим, но знаем, что он всегда вокруг нас. Вы хотите проверить где есть воздух?

. Основная часть

Разрешение проблемы с помощью опытов:

Воспитатель: Почему мы можем назвать воздух невидимкой?

Дети: Потому что он прозрачный и через него все видно.

Воспитатель: А можно его поймать? Давайте попробуем. Чем мы будем его ловить. Поймали?

Дети: Не получается.

Воспитатель: А давайте попробуем пакетом.

Опыт 1 «С полиэтиленовым пакетом»

Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Дети: Он пуст.

Воспитатель : Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Дети: В нём нет воздуха.

Воспитатель: Смотрите. (Слайд 4)

вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму.

Опыт 2 «С соломинкой»

Воспитатель: А вот интересно, а внутри человека воздух есть?

Как вы думаете, ребята. Давайте проверим? (Слайд 5)

Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой вначале тихо,

потом сильнее. Что происходит?

Дети: Выходят пузырьки.

Воспитатель : Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Вывод: Воздух находится везде.

Физкультминутка «Мыльные пузыри»

Воспитатель: Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Дети: Мыльные. (Слайд 6) с музыкой .

Воспитатель: Давайте и мыльные пузыри попускаем. Поиграем в игру «Кто надует самый большой мыльный пузырь»!

Воспитатель : -Посмотрите, у каждого пузырь получился разный, у кого большой, у кого маленький. Мыльные пузыри получаются из мыльного раствора и воздуха путем надувания. Пузырь увеличивается в размере, когда туда проникает воздух. При надувание мыльных пузырей мы выдыхаем воздух из себя.

Опыт 3 «С небольшими предметами»

Воспитатель: Воздух есть во всех предметах. (Слайд 7) На столе у меня стоит банка с водой и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, губка и пр.) Есть ли воздух в этих предметах? Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет?

Дети: предметы тонут, падают на дно, при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх, потому что они лёгкие.

Воспитатель: Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх.

Вывод: воздух легче воды.

Опыт 4 «Со стаканом»

Воспитатель: У меня есть стакан, на дне которого закреплен листочек бумаги. (Слайд 8)

Как вы думаете, если опустить стакан в воду, что произойдет с листочком, он намокнет или останется сухим? Перевернув стакан вверх дном, медленно опускаем его в воду(стакан надо держать прямо), пока он не коснется дна. Затем достаем стакан из воды. Почему бумажка на дне стакана осталась сухой?

Дети: В стакане есть воздух, это он не дал воде намочить листочек, он не пропустил воду в стакан.

Воспитатель: А теперь я опущу стакан с листочком в воду, но держать стакан буду немного наклонно. Что появляется в воде?

Дети: Видны пузырьки воздуха.

Воспитатель : Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана и его место занимает вода. Что произошло с нашим листочком бумаги?

Он намок. Вода вытеснила воздух из стакана и заняла его место, заняла все пространство и намочила листочек бумаги.

Вывод: воздух занимает пространство.

Физкультминутка «Дует ветерок»

Слова

Действия

Дует ветер с высоты.

Гнутся травы и цветы.

Вправо – влево, влево – вправо

Клонятся цветы и травы.

А давайте вместе

Все попрыгаем на месте.

Выше! Веселей! Вот так.

Переходим все на шаг.

Вот и кончилась игра,

заниматься нам пора.

Руки вытягиваем вверх

Махи руками из стороны в сторону

Наклоны в стороны медленно

Наклоны в стороны быстро

Прыжки на месте

Прыжки в высоту

Ходьба на месте

Остановились

Улыбнулись

Опыт 5 «Нагреваем воздух»

Воспитатель: Вы знаете, что произойдет с воздухом, если его нагреть? (Слайд 9)

Шарик, надетый на пустую бутылку, надувается при погружении бутылки в теплую воду, сдувается – при погружении в холодную воду.

Воздух нагрелся, расширился и выходит из бутылки. Вот почему шарик надулся. Вывод: теплый воздух поднимается вверх.

Опыт 6 «С веером»

Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! (Слайд 10) Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?

Дети: В лицо дует ветерок.

Воспитатель: Вывод: когда воздух движется, получается ветер. Ветер – движение воздуха. Воздух способен двигать предметы.

Он перегоняет холодный воздух на юг, тёплый на север, разгоняет облака или собирает их в дождевые тучи. Ветер помогает растениям: сдувает пыль с листьев, разносит семена растений. Оказывается, воздух двигается и доносит до нас разные запахи, хотя сам воздух запаха не имеет. А теперь вдохните ртом воздух. Какого он вкуса?

Дети: Без вкуса.

Воспитатель: Вдохните воздух носом. Какого он запаха?

Дети: Без запаха.

Воспитатель : Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

Дыхательная гимнастика «Надуваем шар»

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это?

Дети: Это воздушные шарики. (Слайд 11)

Воспитатель: Скажите мне пожалуйста, почему шарик грустный? Дети: Он сдутый.

Воспитатель: что нам нужно сделать чтобы шарик улыбался. Был веселый и радостным?

Дети: Нужно надуть его

Воспитатель: Правильно. Давайте все встанем и надуем шар.

Воспитатель: Молодцы ребята!

Посмотрите теперь шарик улыбается.

Опыт 7 «С песочными часами»

Воспитатель: Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут. Воздух – это неживая природа, но он тесно связан с живой природой. (Слайд 12)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, человек сможет прожить без воздуха? Ставим песочные часы, зажимаем нос и стараемся не дышать.

Воспитатель: Вот видите, даже не весь песок пересыпался в песочных часах, мы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты! - Значит, для чего нужен воздух?

Дети: чтобы дышать.

Без дыхания нет жизни.

Вывод: человек не может без воздуха, воздух нужен всему живому на Земле.

Только чистый воздух полезен для здоровья. За чистотой воздуха на Земле следят ученые – экологи.

Воспитатель: Что в нашей жизни загрязняет воздух? (Слайд 13)

(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…)

Воспитатель: Чтобы воздух оставался чистым на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, нужно поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль.

III . Заключительная часть

Итог

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, что мы сегодня узнали о воздухе? Какой он? Где он есть? (Слайд 14)

Ребята: Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим; Чтоб увидеть воздух, его надо поймать; Что воздух легче воды; Что воздух есть внутри пустых предметов; И даже внутри людей; Без воздуха ничто живое не может жить; что воздух не пахнет и может передавать запахи; узнали, что такое ветер! Ветер – это движение воздуха; Воздух – часть природы. Он везде вокруг нас, мы им дышим.

Воспитатель: Уважаемые исследователи! Ваши опыты показали, что такое воздух и доказали, что с ним происходит в разных ситуациях. За ваши открытия я хочу присвоить вам звание « юный исследователь» и вручить медали.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы справились с заданиями как настоящие ученные. Мне очень понравилось как вы проводили лабораторные исследования. Вы все были внимательны. Проявили любознательность. Были активны. Молодцы. Я хочу подарить эти шарики всем ребятам. Нам, ребята, пора на прогулку, сейчас оденемся, пойдём на улицу – дышать свежим воздухом! (Слайд 15)

Выполнила: воспитатель Кезина Евгения Александровна

Светлана Храмцова
Конспект НОД «Воздух вокруг нас» в средней группе

Тема : «Воздух вокруг нас »

Цель : Расширять знания детей о воздухе .

Задачи :

Образовательные : - Закрепить представление детей о воздухе , познакомить детей с его свойствами. - Формировать навыки и умения отвечать на вопросы; делать простейшие выводы;

Формировать навыки работы в коллективе и индивидуально во время опытов.

Развивающие : - Развивать наблюдательность, речь, логическое мышление, память, внимание, интерес к исследовательской деятельности; - Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Воспитательные : - Воспитывать любознательность, аккуратность, умение внимательно слушать, отвечать на поставленные вопросы. - Воспитывать интерес к экспериментированию.

Коррекционные задачи : - Развитие мелкой моторики - Развитие координации слова и движения, слухового и зрительного восприятия.

Интеграция ОО : «Социально-коммуникативное развитие» , «Познавательное развитие» , «Речевое развитие» , «Физическое развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» .

Виды деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, двигательная, восприятие художественной литературы.

Методы и приемы : практический, словесный, игровой, наглядный, беседа, отгадывание загадки, рассказ, опыт, наблюдение.

Формы : НОД, физминутка, дыхательная гимнастика.

Предварительная работа : беседа с детьми о воздухе , отгадывание загадок, разучивание дыхательной гимнастики «Обдуваем плечики» , физминутки «Ветер» , наблюдение на прогулке за ветром.

Оборудование : ширма, кукла Маша, сундучок, одноразовые стаканы по количеству детей, стаканы с водой по количеству детей, коктейльные трубочки по количеству детей, султанчики, кораблики (2 шт, пластилин, дощечки для лепки, минеральная вода, стеклянная ваза, бумага, воздушные шарики , емкость с водой, 3 стола, салфетки, аудиозаписи (минусовки «Топни ножка моя» , «Солнечные лучики» , «Полет бабочки» ).

Ход НОД

Воспитатель : Ребята, вы любите путешествовать?

Дети : Да.

Воспитатель : Я предлагаю вам отправиться на поиски клада. Вы согласны?

Дети : Да!

Воспитатель : Тогда отправляемся в путь. (Под музыку, дети проходят «по дорожке» и находят сундучок).

По ровненькой дорожке, Шагают наши ножки, Раз, два, раз, два.

По дорожке ты шагай,

Ноги выше поднимай,

И немножко поскачи,

Только, друг мой, не спеши.

На носочках ты шагай,

Свою спинку выпрямляй.

И попрыгай по дорожке,

Маршируй, не отставай.

Воспитатель : Смотрите, сундучок!

Маша (появившись из-за ширмы) : Здравствуйте, ребята! А что это вы собираетесь тут делать?

Воспитатель : Здравствуй, Маша. Мы с ребятами вот сундучок нашли.

Маша : А что же в сундучке? Давайте скорее посмотрим.

Воспитатель : Ой, да здесь целая маленькая лаборатория : стаканчики, трубочки, султанчики, кораблики, пластилин, ребята, здесь письмо еще есть.

Маша : Ну, читайте скорее, что там написано?

Воспитатель читает письмо : Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадку. Узнайте какой я? А содержимое сундучка поможет вам ответить на вопросы. Слушайте загадку :

Мы его не замечаем,

Мы о нем не говорим,

Просто мы его вдыхаем –

Он ведь нам необходим. (Воздух )

Воспитатель : Правильно, воздух .

Маша : Воздух , воздух ? А кто его видел, этот воздух ? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видела воздух !

Воспитатель : Я вот тоже воздух не видела , но знаю, что он всегда вокруг нас !

Маша : Ой, всё-то вы знаете! А я вам не верю! Вот докажите, что этот самый воздух есть !

Воспитатель : Ребята, давайте докажем Маше, что воздух всё-таки есть ! Возьмем стаканчики из сундучка, и пройдем к столу. А ты Маша внимательно смотри и слушай.

Маша : Я согласна.

Дети подходят к первому столу.

Опыт «Воздух существует »

Воспитатель : Мы сейчас с вами проведем опыт. Перед вами емкость с водой, бумага, салфетка, чтобы руки вытереть и у нас есть стаканчики. Сомните лист бумаги и заложите его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага?

Дети : Бумага в стакане осталась сухой.

Воспитатель : Вытрите руки салфеткой. Вода не может заполнить перевернутый стакан, потому что он уже заполнен воздухом . Воздух не дает воде намочить бумагу. Значит, мы можем сделать вывод.

Вывод 1 : Воздух существует .

Воспитатель : Вот Маша мы и ответили на твой вопрос. Маша : Спасибо.

Воспитатель : Ребята, а вы видели, воздух в стаканчике ? Дети : Нет. Воспитатель : Если мы его не видим, но он существует мы это с вами доказали, значит, он какой? Дети : Невидимый. Воспитатель : А какого он цвета? Дети : бесцветный, прозрачный.

Воспитатель : Делаем вывод 2 : воздух невидимый , бесцветный, прозрачный. Вот мы и ответили на вопрос в письме : какой я?

Маша : Теперь я знаю : внутри предметов, где кажется пусто, там спрятался воздух . Просто его невидно, потому что он прозрачный, бесцветный. А вот интересно, внутри человека воздух есть ?

Воспитатель : Как вы думаете, ребята. Давайте проверим? Пройдите и сядьте за столы. Сели правильно.

Опыт «Воздух внутри нас » На столах у каждого ребенка стаканчик с водой.

Воспитатель : Перед вами стаканчики с водой, а из сундучка мы возьмем трубочки. Опустите трубочку в стакан и подуйте тихо. Что происходит?

Дети : Выходят пузырьки.

Воспитатель : Пузырьки – это воздух . Мы дуем в трубочку, и воздух выходит . Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух , а потом выдыхаем через трубочку и так получаются пузырьки.

Маша : Понятно! Мы выдыхаем воздух , который находится внутри нас.

Воспитатель : Делаем вывод 3 : Воздух есть внутри человека.

Воспитатель : Подуйте в трубочку и понаблюдайте за пузырьками. Что происходит с ними?

Дети : Они поднимаются вверх.

Воспитатель : А почему? (Потому что они легкие)

Делаем вывод 4 : Воздух легкий .

Маша : Ясно! Воздух есть внутри человека, он легкий. Но как он попадает в нас?

Воспитатель : Ребята, как воздух попадает к нам внутрь?

Дети : Через нос?

Воспитатель : Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем Маше, как дышат наши носики. И проведем гимнастику «Обдуваем плечики» . И ты, Маша, можешь повторять вместе с нами.

Дыхательная гимнастика «Обдуваем плечики» (под музыку «Полет бабочки» , стоя около столов)

Исходное положение : стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены вдоль туловища, голова прямо. Выполнение : делаем вдох, затем поворачиваем голову налево, делаем выдох через рот, губы при этом свернуты в трубочку. Продолжаем выполнение упражнения в следующем порядке : голова прямо – вдох, голова повернута направо – выдох, голова прямо – вдох, голову опускаем вниз – выдох, голова прямо – вдох, голову поднимаем наверх – выдох, голова прямо – вдох. Выполняем упражнение 2-3 раза. Молодцы. Садитесь на стулья. (Дети садятся за столы) .

Воспитатель : Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух , мы видим его?

Дети : Нет.

Воспитатель : А вот с султанчиком видно.

Опыт с султанчиком.

Воспитатель : В сундучке есть султанчики, возьмите султанчик, поднесите его к лицу и подышите на него. Что происходит с султанчиком?

Дети : Он шевелится.

Маша : Я тоже видела, что султанчик шевелится.

Воспитатель : Когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух , султанчик шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился сейчас? Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется , получается ветер.

Вывод : Ветер – это движение воздуха . Воспитатель : А сейчас я предлагаю вам отдохнуть, выходите на физминутку.

Физминутка «Ветер» Осторожно ветер

За калитку вышел, (шаги на месте) Постучал в окошко, (имитация движений) Пробежал по крыше, (бег на месте) Покачал тихонько

Ветками черемух, (руки поднять вверх, махи руками вправо-влево) Пожурил за что-то

Воробьев знакомых. (погрозить пальчиком) И, расправив гордо

Молодые крылья,

Полетел куда-то

Вперемешку с пылью. (бег по кругу, руки в стороны)

Воспитатель : Ребята, в нашем сундучке есть кораблики? Что можно с ними делать? Дети : Пускать по воде, играть. Воспитатель : Я опускаю кораблики на воду. Что делают они сейчас? Дети : Стоят на месте. Воспитатель : А теперь давайте подуем, что произошло теперь? Дети : Они плывут. Воспитатель : Когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается - получается ветерок, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами . Значит, воздух может передвигать предметы. Какой вывод можно сделать? Дети : Воздух может передвигать предметы.

Воспитатель : Ребята, я хочу показать вам интересный опыт, но для этого мне нужна ваша помощь. Возьмите пластилин и скатайте маленькие шарики. Я налью в стаканчики газированную воду, в этой воде есть пузырьки воздуха , а вы бросаете пластилиновые шарики. Теперь наблюдаем, что происходит. (Пластилиновые шарики упали на дно) . А почему? (Они тяжелые) . А теперь они поднимаются вверх. Почему? Пузырьки воздуха прикрепились к пластилину и поднимают кусочек наверх, мы знаем, что воздух легкий . Вот такой воздух волшебник . Он поднимает предметы вверх.

Рефлексия

Маша : Вот спасибо! Как много я сегодня узнала о воздухе !

Воспитатель : Давайте поможем Маше вспомнить, что мы узнали о воздухе сегодня .

Воздух существует . Воздух невидимый , прозрачный, бесцветный. Воздух есть внутри человека. Воздух легкий . Ветер – это движение воздуха . Воздух может передвигать предметы.

Воспитатель : Маша, куда ты исчезла? Что ты там делаешь? Маша : Я тут! (дует) . Я надувала воздухом шарики , хочу подарить эти шарики всем ребятам, которые помогли мне понять, что такое воздух . (отдает шарики воспитателю) . Спасибо, ребята! Пойду теперь расскажу Мишке всё, что узнала сегодня. До свидания!

Воспитатель : Ребята, вам понравилось наше путешествие? Вы молодцы очень старались, а теперь пора возвращаться в группу .

ФГОС ДО рекомендуют создавать условия для развития познавательного интереса, знакомить детей со способами получения информации. В эти задачи можно решать путём открытия лабораторий и экспериментирования. Мы предлагаем в начале февраля уделить внимание изучению свойств воды. Для этого педагог вносит новое оборудование для игр и познавательной деятельности, организует эксперименты, беседует о значении воды в природе и т.д. Итогом недели становится оформление дидактического пособия «Для чего нужна вода». Подробное описание экскурсий, наблюдений, художественной и трудовой деятельности вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Волшебница вода».

Социально-коммуникативное развитие

Воспитатель организует экскурсию в медицинский кабинет, тем самым побуждает детей переносить полученные знания в сюжетно-ролевую игру. Так же педагог планирует упражнения по социально-коммуникативному развитию, беседы по безопасности.

Познавательное развитие

Для познавательного развития педагог подбирает зашумлённые изображения, предлагает сравнивать предметы, находить их относительно себя. Педагог привлекает детей к экспериментированию с водой, помогает им сделать выводы.

Речевое развитие

Продолжается речевое развитие. Помимо бесед, воспитатель планирует игры «Лови да бросай, цвета называй», «Скажи по другому», чтение во 2 половине дня.

Художественно-эстетическое развитие

В области художественно-эстетического развития запланированы конструирование рыб из бумаги, оформление коллективной работы «Аквариум» и изготовление рыбки с использованием жестяной крышки.

Физическое развитие

В конце недели совместно с инструктором и музыкальным руководителем проходит праздник «Приключение Капельки», в ходе которого происходит закрепление полученных знаний. Так же для физического развития воспитатель знакомит детей с народной игрой «Воевода», разучивает физминутки и пальчиковые игры о воде и рыбах.

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник

ОО Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие
1 п.д. Утреннее приветствие «Здороваемся щечками». Цель: создать положительный настрой на весь день. Торжественное открытие лаборатории «Капелька». Цель: привлечь внимание детей к экспериментальной деятельности. Беседа с детьми о значении воды. Цель: учить делать элементарные выводы. Внесение трафаретов рыб. Цель: продолжить учить детей работать с шаблонами и трафаретами. Физминутка «Льётся чистая водичка». Цель: выучить слова.
Про-
гулка
Отгадывание загадок о предметах личной гигиены. Цель: формировать желание следить за собой. Упражнение «Зашумлённые изображения». Цель: развивать восприятие, межполушарные связи. Упражнение «Скажи по другому». Цель: обогащать словарь детей. Лепка по замыслу. Цель: закрепить приемы лепки, развивать моторику. П.и. «Совушка». Цель: познакомить с новой игрой. П.и. «Найди и промолчи». Цель: формировать выдержку и самоконтроль.
ОД
2 п.д. Упражнение «Покажем Нюше, как мы умеем мыть руки». Цель: закрепить последовательность мытья рук. Познавательно-исследовательская деятельность «Холодный, тёплый, горячий». Цель: определить температуру воды, познакомить с водным градусником. Чтение Л.Дерягина «Пускаем кораблики». Цель: учить внимательно слушать произведение, отвечать на вопросы воспитателя. Конструктивно-модельная деятельность из бумаги «Рыбки». Цель: закрепить умение складывать треугольник из квадрата. Беседа «Микробы боятся воды». Цель: формировать представления о здоровом образе жизни.

Вторник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Внесение альбома «Русская изба, её убранство». Цель: расширять представления о значении избы и материалах для её постройки. Упражнение «Где предмет». Цель: продолжать учить ориентироваться в группе относительно себя и других предметов. Беседа «Кто живет в воде?». Цель: развивать познавательный интерес и воображение. Рисование «Волны на море». Цель: показать детям способы рисования волн. Разрезные картинки «Спортивный инвентарь». Цель: вспомнить, в какие игры с чем можно играть.
Про-
гулка
Наблюдение за снегопадом. Цель: закреплять знания о сезонном явлении — снегопаде. Д.и. «Лови да бросай, цвета называй». Цель: упражнять детей в подборе существительных к прилагательному. Рассматривание рисунка «Рыбы». Цель: расширить представления детей о частях тела рыбы. П.и. «Пастух и стадо». Цель: вспомнить игру. Народная игра «Я сегодня воевода». Цель: познакомить детей с народной игрой.
ОД

МАРТ

Первая неделя

Вид деятельности

Тема

Социализация

(нравственное

воспитание, СРИ, театр.

игры, д/и)

Тема : «Посуда чайная, столовая, кухонная» Беседа «Для чего нужна посуда и её классификация» Игра «Накроем стол к чаю» Изготовление совместно с родителями посуды (Попье маше)

Игра-эксперимент «Стекло – фарфор» Игра с мячом «Какая посуда?»

с/р игра «У куклы Кати на празднике» Игра «чего не стало?»

Ребенок в семье и

обществе

Тема: Цветы

Научить детей приготовить подарки дорогим мамам, бабушкам; воспитывать любовь к родным

Трудовое воспитание

Самообслуживание:

Одевание – раздевание;

Дежурство:

Дежурство по столовой;

Дежурство по группе;

Хозяйственно-бытовой труд:

Стирка кукольной одежды;

Труд в природе:

Коллективная очистка участка от остатков снега и мусора;

Уборка мусора на участке.

Формирование основ

безопасности

« Ребёнок дома»

Задачи:

«Это не игрушки, это опасно»

Цель:

Познавательное развитие

ФЭМП

Закреплять умение двигаться в заданном направлении.

Объяснить, что результат счета не зависит от величины предметов (в пределах 5).

Учить сравнивать предметы по размеру (в пределах 5), раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами самый большой, поменьше, еще меньше, самый маленький.

Развитие

познавательно-

исследовательской

деятельности

Тема: «Вещество. Воздух и его свойства»

Занятие: «Где спрятался воздух?»

Цель: Обнаружить воздух в разных предметах; доказать, что воздух занимает место; выявить, что воздух легче воды и обладает силой.

Опыт: «Что растворяется в воде?»

Цель: Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

Материал : мука, сахарный песок, речной песок, пищевой краситель, стиральный порошок, стаканы с водой, ложки.

Ознакомление с

предметным и социальным

окружением

Ознакомление с миром

природы

"В мире пластмассы".

Речевое развитие

Развитие речи

Готовимся встречать весну и Международный женский день.

Художественная

литература

А. Плещеев "Весна", И. Косяков "Все она", "Привередница", обр. В. Даля, С. Вангели. "Подснежники" (главы из книги "Гугуцэ - капитан корабля"), пер. с молд. В. Берестова, чтение по выбору детей (пятница).

Приобщение к

искусству

«Весна, весна, поди сюда» традициям русского народа .

Изо – деятельность

Рисование

"Расцвели красивые цветы". стр.64

Лепка

"Мисочка". стр. 66

Конструктивно-

модельная

деятельность

"Корабли".

Музыкальное

воспитание

Физическое развитие

Формирование

начальных

представлений о ЗОЖ

"Если случилась беда"

Подвижные игры

"Пробеги тихо", "Дети и волк", "Кот и мыши".

Физическая культура

По выбору физкультурного работника.

I часть. Игровое упражнение "Ловишки".

II часть. Игровые упражнения: "Быстрые и ловкие", "Сбей кеглю".

Подвижная игра "Зайка беленький".

III часть. Ходьба в колонне по одному. Игра малой подвижности "Найдем зайку".

Взаимодействие с семьёй

Досуги и развлечения

МАРТ

Вторая неделя

Тема « Знакомство с народной культурой и традициями »

Вид деятельности

Тема

Социально-коммуникативное развитие

Социализация

(нравственное

воспитание, СРИ, театр.

игры, д/и)

Тема : «Посуда и продукты питания»

Цель

Ребенок в семье и

обществе

Тема: Весна

Трудовое воспитание

Самообслуживание:

Одевание – раздевание;

Содержание в порядке одежды и обуви.

Дежурство:

Дежурство по столовой;

Дежурство по группе;

Дежурство в уголке природы;

Дежурство по подготовке материалов к занятию.

Хозяйственно-бытовой труд:

Помощь воспитателю в ремонте книг, дидактических пособий (подклеивание книг, коробок);

Уход за игрушками, их мытьё;

Стирка кукольной одежды;

Участие в посадке цветов, в посеве семян в уголке природы;

Помощь сотрудникам детского сада: протирание пыли со стульев, столов, замена постельного белья и др.

Труд в природе:

Коллективная очистка участка от остатков снега и мусора;

Коллективная очистка участка от остатков снега и мусора;

Сбор на участке сухих листьев;

Кормление птичек у кормушки;

Уборка мусора на участке.

Вскапывание песка в песочнице;

Сбор на участке сухих веток;

Помощь взрослым в посадке деревьев;

Помощь взрослым во вскапывании огорода;

Кормление птичек у кормушки.

Формирование основ

безопасности

« Ребёнок дома»

Задачи: Формирование основ безопасного поведения дошкольников дома.

«Это не игрушки, это опасно»

Цель: закреплять знания об основных требованиях пожарной безопасности; формировать дисциплинированность, чувство ответственности за свои поступки.

Познавательное развитие

ФЭМП

Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от размера предметов.

Учить сравнивать три предмета по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами самый высокий, ниже, самый низкий.

Развивать мышление, внимание, память.

Развитие

познавательно-

исследовательской

деятельности

Тема: «Движение. Инерция»

Занятие: «Упрямые предметы»

Цель: познакомить детей с физическим свойством предметов – инерцией.

Материал : игрушечные машинки, небольшие резиновые и пластмассовые игрушки, открытки или картонки, монеты.

Ознакомление с

предметным и социальным

окружением

Ознакомление с миром

природы

"Мир комнатных растений".

Речевое развитие

Развитие речи

Звуковая культура речи: звуки щ - ч.

Художественная

литература

И. Сельвинский "Что правильно?", "Идет лисичка по мосту...", бр. Гримм. "Бременские музыканты", нем., пер. В. Введенского, под ред. С. Маршака, Н.Носов. "Затейники", чтени е по выбору детей (пятница).

Художественно – эстетическое развитие

Приобщение к

искусству

Рассматривание с детьми народных игрушек (дымковская игрушка, матрешка и др.). Рассказы о народных промыслах. Привлечение детей к созданию узоров дымковской и филимоновской росписи.

Изо – деятельность

Рисование

Декоративное рисование "Украсим кукле платьице". стр 68

Аппликация

"Вырежи и наклей что бывает круглое и овальное " стр. 66

Конструктивно-

модельная

деятельность

Музыкальное

воспитание

Музыкальный репертуар по выбору педагога.

Слушание: "Новый мячик", муз. М. Иорданского.

Физическое развитие

Формирование

начальных

представлений о ЗОЖ

"Если случилась беда"

Подвижные игры

Организация народных игр.

Физическая культура

I часть. Ходьба в колонне по одному, по сигналу перепрыгивание через 5 - 6 шнуров (расстояние между шнурами 40 см); по команде изменение направления движения. Бег в умеренном темпе до 1 минуты, в чередовании с ходьбой.

II часть. Игровые упражнения. "Подбрось - поймай". "Прокати - не задень".

Подвижная игра "Лошадка".

III часть. "Угадай, кто кричит?".

Взаимодействие с семьёй

Информирование родителей о ходе образовательного процесса.

Знакомство родителей с возможностями детского сада, а также близлежащих учреждений дополнительного образования и культуры в художественном воспитании детей.

Досуги и развлечения

Фольклорный праздник.

МАРТ

Третья неделя

Тема « Знакомство с народной культурой и традициями » (продолжение)

Вид деятельности

Тема

Социально-коммуникативное развитие

Социализация

(нравственное

воспитание, СРИ, театр.

игры, д/и)

Тема : «Посуда и продукты питания»

Цель : познакомить с чайной, столовой и кухонной посудой, уточнить её название и назначение, учить различать и называть части предметов посуды, а также предметы сходные по назначению, развивать зрительное внимание, активизировать словарь, учить группировать предметы по общему признаку.

Ребенок в семье и

обществе

Тема: Весна

Помочь детям замечать сезонные изменения в природе

Трудовое воспитание

Самообслуживание:

Одевание – раздевание;

Содержание в порядке одежды и обуви.

Дежурство:

Дежурство по столовой;

Дежурство по группе;

Дежурство в уголке природы;

Дежурство по подготовке материалов к занятию.

Хозяйственно-бытовой труд:

Помощь воспитателю в ремонте книг, дидактических пособий (подклеивание книг, коробок);

Уход за игрушками, их мытьё;

Стирка кукольной одежды;

Участие в посадке цветов, в посеве семян в уголке природы;

Помощь сотрудникам детского сада: протирание пыли со стульев, столов, замена постельного белья и др.

Труд в природе:

Коллективная очистка участка от остатков снега и мусора;

Коллективная очистка участка от остатков снега и мусора;

Сбор на участке сухих листьев;

Кормление птичек у кормушки;

Уборка мусора на участке.

Вскапывание песка в песочнице;

Сбор на участке сухих веток;

Помощь взрослым в посадке деревьев;

Помощь взрослым во вскапывании огорода;

Кормление птичек у кормушки.

Формирование основ

безопасности

«Ребёнок на улице»

Задачи:

Цель:

Познавательное развитие

ФЭМП

Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 5).

Упражнять в умении сравнивать 4 - 5 предметов по высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами самый высокий, ниже, самый низкий.

Упражнять в умении различать и называть геометрические фигуры: куб, шар.

Развитие

познавательно-

исследовательской

деятельности

Наблюдение за черепахой

Цель : обогащать представление детей о жизни черепахи, о характерных признаках ее внешнего вида и особенностях поведения; последовательно решать познавательную задачу, используя обследовательские действия.

Материал : живая черепаха

Ознакомление с

предметным и социальным

окружением

Беседы о Масленице.

Ознакомление с миром

природы

"В гостях музыкального руководителя".

Речевое развитие

Развитие речи

Русские сказки (мини-викторина). Чтение сказки "Петушок и бобовое зернышко".

Художественная

литература

"Петушок и бобовое зернышко", обр. О. Капицы, "Барашеньки...", Д. Биссет. "Про мальчика, который рычал на тигров", пер. с англ. Н. Шерешевской; Е. Баратынский. "Весна, весна" (в сокр.), чтение по выбору детей (пятница).

Художественно - эстетическое развитие

Приобщение к

искусству

Рассказы о народных промыслах. Привлечение детей к созданию узоров дымковской и филимоновской росписи. Рассматривание изделий из керамики, с вышивкой.

Изо – деятельность

Рисование

"Козлятки выбежали погулять на зеленый лужок". стр. 69

Лепка

"Козленочек" стр 69

Конструктивно-

модельная

деятельность

"Корабли".

Музыкальное

воспитание

Музыкальный репертуар по выбору педагога.

Слушание: "Подснежник", муз. П.Чайковского.

Физическое развитие

Формирование

начальных

представлений о ЗОЖ

"Если случилась беда"

Подвижные игры

Организация народных игр.

Физическая культура

По плану физкультурного работника.

I часть. Ходьба в колонне по одному и бег в умеренном темпе (до 1 минуты).

Ходьба между предметами (расстояние между предметами 30 см).

II часть. Игровые упражнения: "На одной ножке вдоль дорожки", "Брось через веревочку".

Подвижная игра "Самолеты".

III часть. Игра малой подвижности.

Взаимодействие с семьёй

Оформление родительского уголка по теме "Знакомство с народной культурой и традициями".

Информирование родителей о ходе образовательного процесса.

Информирование родителей о важности семейных посещений музеев, выставочных залов, детской художественной галереи, мастерских художников и скульпторов.

Совместное проведение праздника, посвященного Масленице.

Досуги и развлечения

Фольклорный праздник.

МАРТ

Четвертая неделя

Тема « Весна »

Вид деятельности

Тема

Социально-коммуникативное развитие

Социализация

(нравственное

воспитание, СРИ, театр.

игры, д/и)

Тема : «Витамины на грядке и на дереве»

Цель : обогащать и совершенствовать представления детей о фруктах и овощах. Учить узнавать фрукты и овощи на ощупь, по вкусу, по запаху. Беседа о витаминах. Игра «Опиши на вкус» Посетить вместе с родителями овощной отдел магазина и рассмотреть товар на прилавке.

Игра «Овощи и фрукты»

С/Р игра «Овощной магазин» Игра «Чего не стало?»

Ребенок в семье и

обществе

Тема: Знакомство с народно – прикладным искусством (дымковская и филимоновская игрушки)

Учить замечать и выделять основные средства выразительности изделий различных народных промыслов; совершенствовать технические навыки и умения рисовать

Трудовое воспитание

Самообслуживание:

Одевание – раздевание;

Содержание в порядке одежды и обуви.

Дежурство:

Дежурство по столовой;

Дежурство по группе;

Дежурство в уголке природы;

Дежурство по подготовке материалов к занятию.

Хозяйственно-бытовой труд:

Помощь воспитателю в ремонте книг, дидактических пособий (подклеивание книг, коробок);

Уход за игрушками, их мытьё;

Стирка кукольной одежды;

Участие в посадке цветов, в посеве семян в уголке природы;

Помощь сотрудникам детского сада: протирание пыли со стульев, столов, замена постельного белья и др.

Труд в природе:

Коллективная очистка участка от остатков снега и мусора;

Коллективная очистка участка от остатков снега и мусора;

Сбор на участке сухих листьев;

Кормление птичек у кормушки;

Уборка мусора на участке.

Вскапывание песка в песочнице;

Сбор на участке сухих веток;

Помощь взрослым в посадке деревьев;

Помощь взрослым во вскапывании огорода;

Кормление птичек у кормушки.

Формирование основ

безопасности

«Ребёнок на улице»

Задачи: Формирование основ безопасного поведения дошкольников на улице.

«Контакты с незнакомыми людьми на улице» Цель: Обсудить опасные ситуации, которые могут возникнуть на улице при контакте с незнакомыми людьми.

Познавательное развитие

ФЭМП

Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от расстояния между предметами (в пределах 5).

Познакомить с цилиндром на основе сравнения его с шаром.

Упражнять детей в умении двигаться в заданном направлении.

Развитие

познавательно-

исследовательской

деятельности

Наблюдение: «Где снег не тает?», «Где будут первые проталины?»

Цель : выявить зависимость изменений в природе от сезона, как солнце и тепло влияет на таяние снега.

Материал : емкости с водой и снегом

Ознакомление с

предметным и социальным

окружением

Ознакомление с миром

природы

"В гости к хозяйке луга".

Речевое развитие

Развитие речи

Составление рассказов по картине.

Художественная

литература

"Солнышко - ведрышко...", Ю. Мориц. "Песенка про сказку"; В. Бианки. "Подкидыш"; Д. Самойлов. "У слоненка день рождения", чтение по выбору детей (пятниа).

Художественно – эстетическое развитие

Приобщение к

искусству

«Весна, весна, поди сюда» Знакомить с народными обрядами, обычаями, связанными со встречей весны. Развивать речь, заучивая заклички, поговорки. Воспитывать интерес и уважение к традициям русского народа .

Изо - деятельность

Рисование

"Как мы играли в подвижную игру "Бездомный заяц"".стр 71

Аппликация

"Вырежи и наклей, какую хочешь игрушку". стр.66

Конструктивно-

модельная

деятельность

По замыслу детей. Недирективная помощь со стороны воспитателя в организации и проведении игры (при необходимости).

Музыкальное

воспитание

Музыкальный репертуар по выбору педагога.

Слушание: "Итальянская полька", муз. С. Рахманинова.

Физическое развитие

Формирование

начальных

представлений о ЗОЖ

"Если случилась беда"

Подвижные игры

"Бегите ко мне!", "Птички и птенчики", "Мыши и кот".

Физическая культура

По плану физкультурного работника.

I часть. Ходьба в колонне по одному, по сигналу ходьба широким шагом в медленном темпе; обычная ходьба и ходьба мелким, семенящим шагом в чередовании.

II часть. Игровые упражнения. "Перепрыгни ручеек". "Бег по дорожке" (ширина 15 см). "Ловкие ребята" (бросание мяча о землю, вверх и ловля двумя руками.

Взаимодействие с семьёй

Оформление родительского уголка по теме "Весна".

Информирование родителей о ходе образовательного процесса.

Привлечение родителей к совместным с детьми наблюдениям за сезонными изменениями в природе.

Рекомендации родителям пособий для домашних занятий с детьми.

Досуги и развлечения

Праздник "Весна".

gastroguru © 2017