Благовещение пресвятой богородицы. Православные отмечают праздник благовещенья На Благовещение без ласточек — холодная весна

В строгий период Великого поста верующим людям дан один день для отдыха и радости, придающий сил и помогающий пройти испытание постом до конца. Речь идет о Благовещении Пресвятой Богородицы. В этот день разрешено слегка ослабить запрет на увеселения и разнообразить скудный постный рацион.

Первые упоминания о Благовещение отнесены к III веку, а первые празднования - к VII веку. Сегодня это едва ли не главнейший двунадесятый праздник, несущий в себе глубокий смысл и обладающий громадным значением для верующих людей разных стран. Смысл великого праздника сконцентрирован в самом его названии. Человечеству в лице Девы Марии явилась "благая весть" от архангела Гавриила о непорочном зачатии Девы и последующем рождении спасителя. Мария согласилась покориться воле Господа, проявив силу веры и свободу воли. В этом и состоит глубокий смысл праздника, ежегодно радующего каждого человека: в единении силы Господа и воли человека!

Благовещение в 2016 году: какого числа празднуют православные и католики

Праздник надежды и радости всего человечества ежегодно приходит к нам в разное время. А какого числа ожидать Благовещение в 2016 году? Православным - 7 апреля, католикам - 25 марта. То есть, ровно за 9 месяцев до Рождества Христова.

Главными атрибутами праздника по-прежнему считаются:

  • луч света, по которому спускался Святой Дух
  • прялка, которой Мария занималась в момент явления Архангела Гавриила
  • ветка пальмы, с которой Гавриил пришел к деве
  • лилия, олицетворяющая чистоту, непорочность, возвышенность чувств и мыслей

Благовещение 2016: что нельзя делать

Узнав, какого числа Благовещение в 2016 году, стоит также вспомнить о древних приметах и символических обрядах. Многие христиане до сих пор не знают: можно мыть голову на Благовещение или нет, позволено ли заниматься хозяйством, готовить еду, убирать дом?

Согласно приданиям, в такой день категорически запрещено делать что-либо с волосами. Иначе можно ненамеренно спутать себе судьбу и добрые намерения ангелов. Также нельзя в день Благовещения Святой Богородицы заниматься какой-либо работой. Таким образом легко заманить беду в свой дом. Зато можно отдыхать, гадать, проводить обряды и наблюдать за приметами.

Приметы на светлый церковный праздник

  1. Нету ласточек - ожидай холодного лета.
  2. Дождь на Благовещение - к хорошему урожаю ржи. Гроза - к обилию орехов.
  3. Туман, иней или ветер в праздничный день - хороший урожай в сезон.
  4. Как проведешь Благовещение, так и год пролетит. Будешь ругаться - пройдет в соре.

Сделаешь добро - пройдет в мире и благополучии.

Особой магией обладают обряды, проведенные в день святого Благовещения. Некоторые из них нацелены на крепкое здоровье для всей семьи, иные - на благополучие и пышный урожай. Но все они по-своему интересные и своеобычные:

  • В этот день сильно шумели и грохотали. Таким образом злых духов и дикий скот отгоняли на целый год.
  • Женщины пытались запасти максимальное количество просфоры. Ее измельчали и ели за обедом все члены семьи, крошки оставляли домашнему скоту.
  • Раньше в день Благовещения выпускали в небо голубей. Птицы должны были донести ангелам весть о благих делах человека и просить о вознаграждении.
  • В ночь перед праздником "грели" весну и зазывали ее поскорее прийти, разжигая большие костры, куда бросали солому, мусор, старые тряпки.

7 апреля празднуется Благовещение Пресвятой Богородицы - двунадесятый праздник. В чем особенности иконографии праздника, почему на Благовещение выпускают птиц, что общего у этого праздника и Евангелия - ответы на эти вопросы читайте в материале журнала «Фома».

Благовещение. Симоне Мартини. 1333. Центральная часть триптиха

Cобытие:

Архангел Гавриил был послан Богом в Назарет возвестить Деве Марии, что ей предстоит зачать от Духа Святого и родить младенца: Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца. Мария ответила ангелу: се, Раба Господня; да будет мне по слову Твоему (Лк 1:26–38).

Икона Благовещение Пресвятой Богородицы

Икона из монастыря св. Екатерины на Синае. Конец XII в.

На иконе Благовещения изображается явление архангела Гавриила Деве Марии, видимое удивление которой показано в соединении с глубочайшим смирением перед всемогуществом Бога. Над архангелом и Марией располагается особая форма нимба - мандорла, которая символизирует Божественное явление и зачатие Христа. Красная нить в руках Марии - это пряжа, которой, по церковному преданию, она занималась в этот великий для всей Церкви день.

Суть праздника Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение празднуется ровно за 9 месяцев до Рождества Христова.По учению Церкви, человек появляется на свет в момент зачатия в утробе матери, а не в момент его рождения.

По учению Церкви, Бог в своем величии снизошел, умалил Себя до человека,а Дева Мария, став матерью воплощенного Бога, превзошла весь человеческий и ангельский мир. Для объяснения тайны Боговоплощения отцы церкви использовали греческое слово «кенозис», обозначающий «уничижение» или «истощание».

Явления ангелов, Божественных посланников, были известны на протяжении тысячелетий и производили не только восхищение, но и внушали страх перед своим величием. Человек Ветхого Завета понимал свое недостоинство перед светлыми существами иного мира. Но Христос, став одним из людей, сделал человека самым достойным из сотворенных существ.

«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою, благословенна ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших»,

Слова этой одной из самых известных и любимых молитв Церкви, обращенных к Пресвятой Богородице, почти буквально повторяют обетование Деве Марии, произнесенное архангелом Гавриилом.

Благовещение стало началом исполнения Божественного обещания падшему человечеству в лице Адама и Евы о том, что их потомок, буквально, «семя жены» (Быт 3:15) уничтожит, прельстившего их змея (дьявола). «Семя жены» - это образ безмужнего зачатия Христа, рожденного от Девы Марии.

Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя ему: Еммануил, - строки важнейшего ветхозаветного пророчества о рождении Спасителя от непорочной Девы (Ис 7:14). Имя Эммануил буквально обозначает «с нами Бог», поэтому оно иногда встречается на иконах над изображением младенца-Христа.

Архангел Гавриил на иконах часто изображается с тростью как путник и посланник, со свечой или зеркалом - как вестник тайн, или с лилией - символом благословения; он неоднократно упоминается в Ветхом Завете, почитается в иудаизме и в исламе.

Благовещение по-гречески - Евангелие, Благая весть. Именно так называются первые четыре книги Нового Завета, важнейшие книги Библии. Пророчество о рождении Спасителя мира, исполнения которого так напряженно ждали в Иудее, совершилось как легкое дуновение ветра, незаметно для всего мира. Преклоняясь перед силой веры Богоматери и ее полным доверием Богу, Православная Церковь воздает Деве Марии первенство чести среди всех когда-либо рожденных людей.

Благовещение - центральное событие всей Священной истории, оно находится ровно посередине между Ветхим и Новым Заветом. Завет с Авраамом начался с сомнения его пожилой жены Сарры в своей способности стать матерью, родоначальницей Богоизбранного народа. Новый Завет стал возможен благодаря чистой вере Девы Марии в откровение о сверхъестественном рождении ее будущего Сына - Мессии, Спасителя всего человечества (Лк 1:26–38).

Традиции праздника Благовещение Пресвятой Богородицы

Традиция выпускать на Благовещение белых голубей восходит к народной традиции встречи весны. Как и многие другие, эта традиция «воцерковилась». Из Евангелия мы узнаем, что Святой Дух сошел на Господа во время его крещения в реке Иордан в виде голубя. Непорочное Зачатие Девой Марией Иисуса Христа архангел Гавриил также объясняет нашествием на нее Духа Святого: Дух Святой найдет на Тебя и сила Вышнего осенит Тебя (Лк 1:35). Из этого слияния народного обычая, крещенского образа Святого Духа и евангельских слов и появилась современная традиция.

Голубей, которых выпускает на Благовещение Патриарх, выращивает Федерация спортивного голубеводства. Взмыв в небо и покружив над храмом, птицы собираются в стаю и возвращаются в свой питомник.

Праздник Благовещения, каждый год отмечаемый православными христианами 7 апреля, всегда выпадает на "дни печальные Великого поста". И всегда радость Благовещенья переподчиняет себе покаянный настрой: и сам пост в этот день не такой строгий - разрешается рыба во всех ее видах, и повседневная работа запрещена - "на Благовещение и девица косу не плетет, и птица гнезда не вьет". И не скорбят в этот день, ликуют. Причем ликование от праздничного события так велико, что им делятся не только с родными и близкими, но и со всей пробуждающейся весенней природой, выпуская на волю птиц. "Благовещенье - птиц на волю отпущенье", - находим у В.И. Даля. Так что же за событие празднуется в день Благовещения Пресвятой Богородицы? И почему именно птицы становятся участницами великого дня? Многое объяснит уже само название праздника.

Новости бывают плохими, бывают хорошими, а бывают настолько важными, ведущими к чему-то новому, поворотному в нашей жизни, что для них есть специальное слово "весть", родственное и созвучное глаголу "вести кого-то куда-то". Наши предки, в отличие от нас, захлебывающихся в информационных потоках и акцентирующих свое внимание на новостях отрицательных, тонко чувствовали градацию: вот просто новость, вот известие, а вот весть. И среди этой значимой вести выделяли одну, особенную - благую весть: было в ходу раньше такое слово - "благовестие". И было отдельное слово "Благовещение", причем именно так, с заглавной буквы. Кстати, греческий вариант понятия "благая весть" мы все хорошо знаем: "eu" - благо, "aggelein" - возвещать. Евангелие - "euaggelion", благая, радостная весть. Так вот, специальным словом "Благовещение" называлась благая весть, которую принес Деве Марии Архангел Гавриил. Христиане всего мира каждый день не единожды повторяют слова этой благой вести. Православные в молитве, названной "Богородица, Дево радуйся…!", католики - в "Ave Maria" ("Радуйся, Мария"). Подробности узнаем, перечитав Евангелие от Луки.

Врач и евангелист Лука рассказывает, как Господь посылает архангела Гавриила к Деве Марии, с тем, чтобы тот сообщил Ей благую весть. "Ангел, войдя к Ней, сказал: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами". Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: "Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего". Мария в смятении, Она недоумевает и спрашивает у Ангела: "Как будет это, когда я мужа не знаю?" Ангел говорит Ей в ответ: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим". И тут важный момент, удивительно, что отвечает Мария: "тогда Мария сказала: се (т.е. вот - М.Г.), Раба Господня; будет Мне по глаголу твоему". Это слова полной отдачи Себя в руки Божьи. Святой Григорий Палама говорил, что Боговоплощение было бы так же невозможно без свободного человеческого согласия Божьей Матери, как оно было бы невозможно без творческой воли Божьей.

А имя Иисус, нареченное Архангелом Гавриилом Богомладенцу, означает "Спаситель". Поэтому в праздник Благовещения в храмах звучат такие слова: "Сегодня - начало нашего спасения и откровение предвечной тайны: Сын Божий становится Сыном Девы, и Гавриил возвещает о ниспослании благодати. Поэтому и мы вместе с ним воскликнем Богородице: "Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою!"

Православный календарь с Марией Городовой

Дева Мария стала связью между Богом и людьми: благоволением Бога к людям и дерзновением людей к Богу. Она была рождена в нашем мире, но в Ней осуществилась святость, которая была доступна человечеству даже и после грехопадения. Отсюда эпитет - "Пресвятая Дева Мария". А когда мы молимся: "Богородице Дево, радуйся...", мы, фактически, повторяем слова Архангела Гавриила, слова, пришедшие к нам из мира горнего, и каждый раз, произнося их, мы возвращаем эти слова в то небо, откуда они были нам ниспосланы.

Вот это событие Благовещения и отмечают сегодня православные христиане. В народе это был всегда любимейший праздник, герой Ивана Шмелева сравнивал его с Пасхой - первое весеннее солнце как предвестник праздника Воскресения Христова. А почему птиц выпускали в этот день на волю? Кто-то объясняет это тем, что птицы, как и Ангелы крылаты. А вот Пушкин так осмысливал народную традицию:

В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны

Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!

На Благовещение выпускает голубей в синь неба и Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл (в этот день он служит Божественную литургию в Благовещенском соборе Московского Кремля).

Крылаты не только Ангелы, или птицы. Крылата и радость. Крылатой должна быть и радостная, благая весть о том, что в наш мир приходит Спаситель. Скоро Пасха, в этом году она 1 мая. С праздником!

И хронологически, и по существу Новозаветная история начинается не с Рождества Иисуса Христа, а с Его Матери - Пресвятой Девы Марии.

Древние письменные источники о Ее жизни неизвестны, и все сведения о Деве Марии почерпнуты из устного предания, существовавшего в первых христианских общинах. Это предание утверждает, что Дева Мария происходила из рода Давидова и являлась дочерью благочестивых Иоакима и Анны. Девочка была поздним ребенком, дарованным им Господом в весьма преклонные лета по их горячим молитвам, и потому Ее рождение родители восприняли как великое чудо и милость Божию. Следуя иудейскому обычаю, они решили посвятить Ее Богу. В те времена многие дети воспитывались при храме, а подрастая, несли здесь определенные обязанности и послушания. В трехлетнем возрасте младенец Мария взошла по ступеням Иерусалимского храма, поручая Себя милости Божией.

События рождества Девы Марии и введения Ее в храм имеют для христиан большое значение, и потому Церковь почтила их особо торжественным празднованием. Как известно, церковный год начинается 1 сентября, и первым большим праздником новолетия является Рождество Пресвятой Богородицы (по новому стилю 21 сентября). А 4 декабря (по новому стилю) празднуется Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Мы ничего не знаем о раннем периоде жизни Девы Марии. Достигнув известного возраста, Она была обручена с пожилым человеком по имени Иосиф, плотником из галилейского города Назарета. Иосиф был не мужем Марии, но обручником и хранителем Ее девства, ибо посвященной Богу девушке надлежало пребывать в чистоте и целомудрии.

Говоря о том, что для спасения рода человеческого Бог избрал особое средство - Богочеловечество, мы ранее уже подчеркивали, что в этом средстве как бы соединяются два начала. Прежде всего, это Божественное присутствие иБожественное всемогущество, ибо только во власти Творца было положить предел действию первородного греха, возвратив человечеству благодать, исходящую от Отца Небесного. Другой составляющей спасения является свободная воля самого человека, ибо без его действенного соучастия в деле искупления греха спасение не имело бы достоинства добровольного выбора. Было чрезвычайно важно, чтобы потомки Адама и Евы сердцем откликнулись на призыв Бога, ответив Ему: мы согласны на то, чтобы обрести спасение, дарованное Тобою, и готовы вместе с Тобой участвовать в этой тайне. Такое согласие от имени рода человеческого произнесла Дева Мария.

Это событие именуется Благовещением - по-гречески «Эвангелизмус», то есть «Благая весть». Вот что рассказывает об обстоятельствах Благовещения Евангелие от Луки:

«Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.

И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.

Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее Ангел» (Лк. 1. 26-38).

Эти слова: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову Твоему», - не только выражают кроткую готовность Девы Марии принять возвещенное ей Ангелом, но и являются формулой согласия рода человеческого на соработничество Богу в деле спасения.

Это согласие Девы Марии не следует воспринимать как ограничение свободы людей Ее личным произволением. Действительно, Дева Мария выступает перед Богом от имени всего человеческого рода. Однако данное Ею согласие не может рассматриваться как покушение на чью-то свободу, ибо каждый, кто свободно принимает Христа, становится соучастником спасительного Божественного действия лично, по своей воле и через собственное усилие. Таким образом, в событии Благовещения реализуется наша собственная свобода выбора.

Известно также скептическое отношение иных людей к чуду бессеменного зачатия неискусомужной Девой. С точки зрения науки и нашего человеческого опыта бессеменное зачатие представляется невозможным. Но ведь Бог есть Творец мира с его физическими законами, и потому невозможное для нас не является невозможным для Него. В этом смысле наши знания и представления носят условный характер: когда мы говорим, что чего-то не может быть, то исходим из представлений и реальности, соприродных нашему, человеческому миру. Но, как прекрасно выразился святой Андрей Критский в своем Великом покаянном каноне, «Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо елика хощет» (Богородичен 4-й Песни).

Наше отношение к Благовещению, к непорочному зачатию Пресвятой Девой Сына Божия должно характеризоваться одним словом: благоговение. Нам следует благоговейно веровать в то, что Божия Матерь, по словам святого Амвросия Медиоланского, и после того, как зачала во чреве, осталась Девой, и после того, как родила, осталась Девой. Такова вера Церкви. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, «Дух Святой засиял в чистом зеркале, в непорочном теле Девы, образовав совершенного Человека не по закону природы... не из человеческого семени, но... неизъяснимо исткав в ней Зародыш, словно некую ткань, для спасения людей».

Сокрытая здесь великая Божественная тайна не обнаруживает себя ни в человеческом разуме, ни в знаниях, ни в воображении. Стать сопричастником ее возможно только силой веры, ибо содержание, значение и реальность этой тайны открываются нам в религиозном опыте.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Источник: http://www.odinblago.ru/gomiletika/slovo_pastirya/o_blagoveshenii/

Индекс: 390000,

город Рязань, ул. Сенная, д.32

Телефон: (4912) 25-54-12; 25-69-73

В праздничные, субботние и воскресные дни

храм открывается в 6.00

(начало ранней литургии в 6.30 )

В простые дни
храм открывается в 7.00

(начало литургии в 8.00 )

Благовещение Пресвятой Богородицы является двунадесятым праздником.

25 марта/7 апреля Православная Церковь вспоминает явление Архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии и благовестие тайны воплощения Сына Божия.

История праздника

О событии Благовещения повествует евангелист Лука. Пресвятой Богородице явился Архангел Гавриил и сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; Благословенна Ты между женами» (Лк. 1:28). Дева Мария смутилась от необычности его слов, но Архангел успокоил Ее и сообщил, что Своей жизнью Она обрела благодать у Бога быть Матерью Сына Божия. Затем Архангел произнес: «…и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца» (Лк. 1:31–33). Дева Мария удивилась словам Архангела и спросила: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк. 1:34). Тогда он открыл Пречистой Деве великую тайну Боговоплощения: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35). Богородица с величайшим смирением приняла слова Архангела и ответила: «…се, Раба Господня, да будет Мне по слову твоему» (Лк. 1:38).

Святитель Григорий Палама говорит, что воплощение было бы невозможно без свободного согласия Божией Матери, как оно было бы невозможно и без творческой воли Божией. Действием Божией Благодати началось развитие новой человеческой жизни. Пресвятая Богородица, не познав мужа, но через осенение Духа Святого зачала во чреве Христа, оставшись при этом Девой.

Благовещение Пресвятой Богородицы имеет важное значение для всей истории христианства. Митрополит Сурожский Антоний в своей проповеди на день Благовещения рассуждает об образе Девы Марии, «Которая совершенной верой и совершенной чистотой, подвигом истинной святости стяжала Себе этот страшный дар – стать Матерью Господней».

Установление праздника Благовещения

У древних христиан этот праздник имел различные названия: Зачатие Христа, Благовещение о Христе, Благовещение Ангела Марии, Начало искупления. Лишь в VII в. он окончательно стал называться Благовещением Пресвятой Богородицы.
Об установлении празднования Благовещения становится известно уже в III в. Возможно, он возник в Константинополе и Малой Азии, а затем распространился повсеместно. Святой равноапостольной Еленой в начале IV в. были открыты святые места земной жизни Спасителя, также начато строительство храмов в этих местах, в том числе базилики в Назарете, на месте явления Архангела Гавриила Деве. Это способствовало установлению праздника. Святитель Иоанн Златоуст и блаженный Августин в своих беседах упоминают о Благовещении как о древнем и сложившемся торжестве. В V–VIII вв. распространились ереси, унижавшие лицо Девы Марии и искажающие догмат о Боговоплощении, поэтому торжество праздника в Церкви было возвеличено, появилось много праздничных песнопений, раскрывающих величие Богородицы и Таинство воплощения Сына Божия.

На Руси празднику Благовещения всегда придавали особенное значение, о чем свидетельствует сохранившаяся пословица: «Благовещение – самый большой праздник у Бога, даже грешников в аду не мучат». В этот день не принято было совершать никакую работу. Люди занимались делами милосердия – посещали заключенных, подавали милостыню. Также был интересный обычай, который сохранился и по сей день: на волю выпускали птиц, которые символизировали начало новой жизни и освобождение от греха.

gastroguru © 2017